В России ускорят регистрацию прав на недвижимость и запустят онлайн-сервис для получения сведений из ЕГРН
Это стало возможным благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране
Оказание госуслуг в сфере оборота недвижимости упростят, время оформления собственности, проведение кадастрового учета и другие услуги начнут оказывать быстрее. Кроме того, по всей стране заработает сервис, позволяющий в режиме онлайн получать сведения из ЕГРН для сделок с недвижимостью. Это стало возможным благодаря внедрению новой информационной системы учета недвижимости - ФГИС ЕГРН во всех субъектах страны. Об этом замвила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.
Она подчеркнула, что в октябре этого года успешно завершился важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости. Новая система уникальна. Это полностью отечественная разработка, не зависящая ни от каких санкций. Переход на эту систему произошел без остановки процедур регистрации и учета: «Мы плавно переносили сведения из двух реестров в единую базу данных. Мы ни на один день не остановили рынок недвижимости. Каждый день регистрировали сотни тысяч сделок и выдавали сведения о недвижимости, одновременно внедряя новую большую систему. Это высший пилотаж. Как дозаправка в воздухе».
Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП). «Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу как ФГИС ЕГРН - это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», - заявила вице- премьер Виктория Абрамченко, подчеркнув, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны - отсутствует, и в мире не существует ее аналогов. Всего ФГИС ЕГРН - это более 10 петабайт данных о недвижимости. Для сравнения - размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайт.
Вице-премьер отметила, что старые портальные сервисы и системы, созданные в 2011-12 годах, не отвечали цифровым требованиям современности и не обеспечивали необходимый уровень качества оказания услуг. ФГИС ЕГРН пришла на смену 340 разрозненным информационным системам.
«Это, в свою очередь, порождало дублирование сведений, отсутствие единства учетно-регистрационных процессов и, как следствие, оперативной и достоверной информации о проведении регистрационных действий, выдачи сведений об объектах недвижимости, не говоря уже о сложностях контроля за соблюдением законодательства в сфере недвижимости, непрозрачности и высоких коррупционных рисках», - отметила Виктория Абрамченко.
Как сообщила вице-премьер, благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости, повысится качество и достоверность сведений в ЕГРН, упростятся процедуры получения услуг.
«Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24 на 7, работая без выходных и праздников. Сегодня во ФГИС ЕГРН ежедневно поступает около 100 тысяч обращений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, а также более 500 тысяч запросов на предоставление сведений из ЕГРН. Это беспрецедентные объемы обработки данных», - сообщила Виктория Абрамченко.
Зампред Правительства пояснила, что благодаря объединению с 2017 года всех информационных ресурсов в единую систему, консолидации в ней всех данных об объектах и правах на них стало возможно зарегистрировать права на недвижимость и поставить ее на кадастровый учет одновременно. Такая единая процедура избавит заявителей от лишних действий, что, естественно, сократит время на оформление недвижимости.
Ранее для проведения регистрации и получения документов, например, на свой жилой дом должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В целом, в упрощенном виде это составляло 8 шагов и больше месяца ожидания результата. «Теперь процесс регистрации сократился в два раза - до четырех шагов и нормативных 10 рабочих дней. На практике — сроки оказания государственных услуг благодаря системе сокращены до 3 рабочих дней и даже меньше в отдельных случаях. Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», - сообщила Виктория Абрамченко.
В числе прочих изменений - получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости. К примеру, житель Санкт-Петербурга сможет оформить права на квартиру, расположенную в Ялте, не выезжая для этого за пределы своего региона. Важно, что и Крымский полуостров теперь работает в единой информационной системе.
Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволит запустить по всей стране сервис по выдаче выписок из ЕГРН. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает 3 дня, а при переходе на новую систему оно будет занимать от 30 секунд до нескольких минут. Это позволит пользователям оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью. До внедрения ФГИС ЕГРН сервис работал в пилотных регионах. Чтобы воспользоваться сервисом пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.
Как заявила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, граждане могут спать спокойно и быть уверенными, что сведения об их недвижимости под надежной защитой. Их сохранность во ФГИС ЕГРН обеспечивается в соответствии со всеми современными требованиями информационной безопасности. А для обеспечения отказоустойчивости специально были созданы распределенные центры обработки данных, обеспечивающие надежную и стабильную работу системы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Кадастровая палата Ленинградской области провела акцию по уборке Тосненского водопада
Сотрудники Кадастровой палаты Ленинградской области при поддержке администрации Ульяновского городского поселения провели уборку территории Тосненского водопада. Мероприятие состоялось в рамках регионального этапа экологической акции «Сохраним родной край». В течение двух часов участниками акции собрано 11 мешков мусора на территории общей площадью около 5 тыс. кв. м.
В рамках экологической акции «Сохраним родной край» приведено в порядок около 5 тыс. кв.м. территории Тосненского водопада. В акции приняли участие представители Молодежного совета Кадастровой палаты Ленинградской области. В течение двух часов участниками собрано 11 мешков мусора.
Тосненский водопад является излюбленным местом отдыха местных жителей и входит в комплекс заповедника «Саблинский памятник природы». Кроме того, водопад считается своеобразной копией Ниагарского.
«Ленинградская область богата не только природными ресурсами, но и памятниками культурного значения. Здесь можно увидеть водопады, гейзеры, самую высокую гору в области, пещеры и многое другое. К сожалению, пребывание людей оставляет свой отпечаток: мусор на берегу, бутылки. Поэтому поддержание территории памятников природы нашего региона в чистоте и порядке, забота и стремление сохранить красоту природы – задача общая и долг каждого», – отметила участница акции Анастасия Петрова.
Экологическая акция «Сохраним родной край» проходит во всех регионах России – она приурочена к 20-летию Федеральной кадастровой палаты. Ее цель – сохранение природных ресурсов и развитие бережного отношения к окружающей среде. В рамках акции с июля по август сотрудники Кадастровой палаты проводят уборку и очистку природных, природоохранных и прибрежных зон водоемов десятков населенных пунктов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Федеральная кадастровая палата наделяется полномочиями, связанными с государственной кадастровой оценкой
Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним Федеральная кадастровая палата наделяется новыми полномочиями в отношении государственной кадастровой оценки.
31 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки и на трактование любых исправлений в кадастровой стоимости в пользу правообладателей объектов недвижимости. Так, например, законопроект исключит применение при налогообложении такой кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая будет превышать его рыночную стоимость.
Расширение полномочий Росреестра и Федеральной кадастровой палаты
Одна из мер для повышения качества государственной кадастровой оценки, согласно новому закону, заключается в наделении Росреестра контрольно-надзорными функциями в отношении проведения государственной кадастровой оценки. Причем подразумевается не только контроль за соблюдением действующего законодательства, но и за следованием методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Подобное наделение в том числе позволит снизить негативный эффект от нарушений и ошибок, допускаемых при проведении оценки.
Федеральная кадастровая палата также наделяется дополнительным функционалом в проведении государственной кадастровой оценки. Например, ведомство будет предоставлять сведения об объектах недвижимости в государственные бюджетные учреждения при субъектах Российской Федерации, наделенные полномочиями по определению кадастровой стоимости.
Кроме того, Федеральная кадастровая палата будет формировать предварительный и основной перечни объектов для государственной кадастровой оценки, а также формировать сведения по ежедневной и годовой выгрузке объектов недвижимости (актуализация). С 2022 года ведомство начнет также формировать сведения о реестре границ и сведения о ценах возмездных сделок, которые будут использоваться при проведении государственной кадастровой оценки. Также палате перешли полномочия по расчету индекса рынка недвижимости. Согласно прежней редакции 237-ФЗ, указанный функционал принадлежал Росреестру.
Также нормы прежней редакции 237-ФЗ предусматривали формат проведения внеочередной государственной кадастровой оценки государственными бюджетными учреждениями, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости, если установленная рыночная стоимость (рынок недвижимости) объектов недвижимости уменьшалась более чем на 30% по сравнению с кадастровой стоимостью таких объектов недвижимости. В измененной редакции 237-ФЗ статья о необходимости проведения внеочередной государственной кадастровой оценки прекращает свое действие.
Пересчитывать при необходимости кадастровую стоимость (по результатам расчета индекса рынка недвижимости), согласно новой редакции Федерального Закона, будет тоже Федеральная кадастровая палата.
Персональная ответственность государственных бюджетных учреждений
Согласно законопроекту, появится персональная ответственность за определение кадастровой стоимости у руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, которые ее определяют. Так, завышение кадастровой стоимости будет грозить должностным лицам увольнением.
Другие плюсы законопроекта
Одно из главных нововведений, которое устанавливает закон, – трактовка допущенных методологических ошибок в определении кадастровой стоимости в пользу правообладателя объекта недвижимости. Если при исправлении ошибки кадастровая стоимость снижается, то стоимость меняется на уменьшенную на весь период со дня внесения в госреестр недвижимости первоначальной кадастровой стоимости. Если же кадастровая стоимость увеличивается, она начнет применяться только с года, следующего за годом ее исправления.
Теперь станет проще оспорить кадастровую стоимость. Достаточно будет направить запрос в МФЦ, а не в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, как это было раньше. Плюс исправление ошибок будет носить массовый характер: выявление одной повлечет за собой исправление подобных ошибок у аналогичных объектов. Одновременно законопроектом уточняются основания для исправления ошибок, сокращаются сроки их исправления.
Также, согласно законопроекту, предполагается исключить возможность вносить изменения в результаты оценки без их публичного рассмотрения. Подобное нововведение поможет исключить возможные риски внешнего влияния на региональные государственные бюджетные учреждения, которые определяют кадастровую стоимость, и повысит прозрачность процесса.
«Принятие данного законопроекта, во-первых, поможет разобраться с прошлым – исправить накопленные ошибки в существующих результатах кадастровой оценки; во-вторых, исключит возможные прецеденты необоснованного завышения кадастровой стоимости при будущих кадастровых оценках; и в-третьих, закрепит экономическую обоснованность применения кадастровой стоимости, в том числе при налогообложении, в данный момент времени, сегодня», – говорит глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Названы три основные причины провести межевание земельного участка
Действующее законодательство не требует от правообладателей земельных участков в обязательном порядке уточнять границы своей земли. Межевание – добровольная процедура, и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о местоположении границ земельного участка не означает нарушения законодательства со стороны его владельца. При этом практика показывает, что правообладатель участка с неустановленными границами рискует в будущем вступить в земельные споры с соседями, столкнуться с проблемами при попытке распорядиться недвижимым имуществом по своему усмотрению и даже лишиться части территории за счет расширения площади смежных участков. Федеральная кадастровая палата назвала три причины, по которым стоит установить границы земельного участка.
Причина 1. Снизить риск возникновения земельных споров с соседями
Благодаря проведенному межеванию собственнику удастся в будущем избежать споров с соседями о границах участков. Так, в ходе межевания земельного участка проводится обязательная процедура согласования границ с правообладателями смежных земельных участков. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования границ, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью межевого плана.
Далее на основании межевого плана и заявления собственника проводится кадастровый учет изменений сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка, а также его площади, если она изменилась. Наличие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ препятствует посягательству на земельный участок третьих лиц, претендующих на расширение территории своих владений за счет соседства с участком, границы которого не определены.
Причина 2. Возможность разделить участок для продажи, дарения или передачи по наследству
Правообладатель имеет право разделить земельный участок, чтобы в дальнейшем распорядится только его частью: продать, подарить, передать по наследству. При образовании новых участков в результате раздела исходный земельный участок снимается с кадастрового учета и прекращает свое существование. Таким образом, если сведения о границах исходного участка отсутствуют в ЕГРН, собственнику требуется провести межевание. И только после внесения в ЕГРН сведений об уточненных границах участка можно приступать к дальнейшему его разделу.
Причина 3. Повысить привлекательность объекта недвижимости для приобретателя
Если земельный участок, который выставлен на продажу или сдается в аренду, имеет установленные границы, для приобретателя это служит одним из признаков прозрачности заключаемой сделки. Заинтересованное лицо может самостоятельно проверить характеристики земельного участка, заказав выписку ЕГРН об объекте недвижимости. Покупка или аренда участка с неустановленными границами несет в себе риск переплаты, если фактическая площадь приобретенного участка окажется меньше площади, указанной при заключении сделки.
СПРАВОЧНО:
Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.
Межевой план вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет необходимо представить в ближайший офис МФЦ. Внесение сведений о границах земельного участка в ЕГРН производится без взимания госпошлины.
Несмотря на то, что межевание не является обязательной процедурой, число земельных участков, границы которых определены, в России с каждым годом растет. На сегодня число участков с установленными границами в ЕГРН достигло 36,9 млн (или 60,6 %). Так, межевание позволяет индивидуализировать земельный участок: определить его границы, площадь, местоположение. Благодаря внесению сведений о границах земельного участка в ЕГРН собственник получает возможность в полной мере распоряжаться недвижимым имуществом, защищать свои права и законные интересы в случае возникновения земельных споров.
Уточнение границ земельных участков также проводится при комплексных кадастровых работах. Заказчиками таких работ выступают органы местного самоуправления или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время Госдумой в первом чтении принят законопроект о возможности проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств. В случае утверждения законопроекта заказчиками комплексных кадастровых работ смогут выступать граждане и юридические лица. В рамках комплексных кадастровых работ будут уточняться границы всех земельных участков, образующих садовые или огороднические товарищества, поселки, фермерские хозяйства.
8 вопросов об уточнении границ земельного участка
Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ старого участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.
1. Что такое граница участка?
Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи. Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности. Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.
2. Что такое межевание?
Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.
3. Зачем уточнять границы земельного участка?
Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке. Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.
Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.
Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.
4. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?
Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.
В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.
Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.
Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Публичная кадастровая карта размещена по адресу: pkk.rosreestr.ru.
Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату. Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.
5. Как уточнить границы участка?
Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер). Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров». При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на его опыт, качество и сроки выполнения кадастровых работ.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков. После этого кадастровый инженер подает пакет документов в орган регистрации прав.
При формировании границы он должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.
Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.
6. Какие нужны документы?
Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.
Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.
Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.
Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:
·Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
·Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
·Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
·Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.
7. Как согласовать границы участка с соседями?
Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.
При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.
Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.
8. Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей процедуры согласования границ. Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и проведя собрание с их участием. При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.
Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Документы для внесения изменений в сведения госреестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав или воспользоваться выездным обслуживанием Кадастровой палаты.
«Лесная амнистия» в Ленинградской области
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее по тексту – Закон № 280-ФЗ), который получил в обиходе название «Закон о лесной амнистии».
Согласно требованиям Закона № 280-ФЗ органы власти должны привести в соответствие друг другу сведения Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра.
Положения данного закона защищают права граждан, которые правомерно приобрели права на земельные участки и здания, но в тоже время обеспечивают защиту лесного фонда страны, представляющего большую государственную и экологическую ценность.
Зачастую в Ленинградской области граждане сталкиваются с проблемой, когда принадлежащий им земельный участок, который они добросовестно используют много лет, согласно сведениям лесного реестра относится к землям лесного фонда, в связи с чем имеются многочисленные проблемы в согласовании различных документов и возникают споры о порядке пользования таким участком.
Порой в территорию лесных участков включены дороги, садоводческие и дачные товарищества и даже населенные пункты. Лесной участок, принадлежащий Российской Федерации, в большинстве случаев не имеет установленных границ, его не увидеть на публичной кадастровой карте и многие правообладатели даже не догадываются о существовании у них проблемы «наложения границ» на лесной фонд.
Кроме того, частой причиной «наложения» границ земельных и лесных участков является разница в точности методов определения координат границ участков лесного фонда и земельных участков иных категорий земель.
Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости имеют приоритет над сведениями государственного лесного реестра в определенных случаях. Так, если право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года, и он пересекается с участком лесного фонда, в сведения о лесном участке будут внесены изменения.
В Ленинградской области таких пересечений к августу 2020 года было устранено более двух тысяч, при этом более половины случаев применены по инициативе Управления Росреестра, то есть скорее всего, более тысячи правообладателей земельных участков даже не подозревали о существовании уже разрешенной проблемы с их недвижимостью.
В то же время «Закон о лесной амнистии» защищает и государственные леса, как неоспоримую ценность и природное богатство. Под действия Закона не попадают земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности, а также сельскохозяйственные земли, которые не используются.
В целях реализации «Закона о лесной амнистии» в каждом регионе страны, в том числе и в Ленинградской области, были созданы специальные межведомственные рабочие группы, в состав которых включены представители различных ведомств.
В Межведомственную рабочую группы, созданную постановлением Губернатора Ленинградской области, включены, в том числе, представители Управления Росреестра по Ленинградской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства, филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, ГУП «Леноблинвентаризация».
К компетенции Межведомственной рабочей группы относится, в том числе, рассмотрение вопросов о соблюдении законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся по сведениям государственного лесного реестра к лесным, а по сведениям ЕГРН к землям иных категорий и принятие решений о способе устранения указанных противоречий.
Заседания рабочей группы проводятся со второй половины 2018 года и к настоящему времени Межведомственной рабочей группой рассмотрены материалы в отношении 1113 земельных участков, являющихся лесными в соответствии с ГЛР, а в соответствии с ЕГРН имеющих иную категорию земель. В отношении всех земельных участков приняты соответствующие решения.
При этом, если члены Межведомственной рабочей группы выявляют случаи нарушения установленного порядка формирования земельных участков, отсутствия необходимых согласования «лесных» органов при первоначальном отводе земельных участков, то принимаются решения об оспаривании прав на земельные участки в судебном порядке.
Плановую работу по реализации «Закона о лесной амнистии» в части сопоставления сведений о земельных участках лесного фонда, устранению дублирующей информации о лесных участках, устранению пересечений границ земельных и лесных участков, осуществляют на постоянной основе специалисты Управления Росреестра по Ленинградской области и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области в рамках действия внутриведомственной рабочей группы.
По результатам вышеназванной плановой работы специалистами Управления и Филиала выявлено 1187 лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое описание, позволяющее предполагать полное или частичное совпадение их местоположения в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их границах. К августу 2020 года рассмотрено и устранено 1165 подобных пересечений.
При этом стоит отметить, что по результатам анализа количества заявлений, поступивших в рамках применения положений «лесной амнистии» среди регионов Российской Федерации, в которых заявители наиболее активны, Ленинградская область занимает второе место.
Таким образом, в рамках текущей деятельности Управления и Филиала по применению положений Закона № 280-ФЗ к настоящему времени 2167 раз применены нормы статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующей особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков. Из них в 1148 случаях нормы вышеназванной статьи применены по инициативе органа регистрации прав.
Таким образом, «Закон о лесной амнистии» уже позволил более двум тысячам правообладателей земельных участков избежать судебных споров и устранить пересечения границ своих земельных участков с участками лесного фонда в досудебном порядке.
Цитаты
Руководитель Управления Росреестра по Ленинградской области Игорь Михайлович Шеляков:
«Лесная амнистия активно реализуется специалистами Управления в рамках текущей деятельности по рассмотрению учетно-регистрационных заявлений. Также определенный пласт вопросов решается на заседаниях внутриведомственной рабочей группы, в состав которой входят сотрудники Управления и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области.
Кроме этого, представители Управления занимают активную позицию в работе Межведомственной рабочей группы по реализации «Лесной амнистии» под руководством первого заместителя Председателя Правительства Ленинградской области Романа Ивановича Маркова».
«В целях принятия справедливых и взвешенных решений специалистам необходимо проанализировать большое количество документов. Ведь крайне важным является не допустить ущемления прав добросовестных владельцев недвижимости и в тоже время соблюсти интересы Российской Федерации и предотвратить незаконное занятие и вырубки на землях государственного лесного фонда».
«Для принятия решения о законности возникновения прав на земельные участки, которые в соответствии со сведениями ГЛР являются лесными, а согласно ЕГРН землями иных категорий, специалисты Межведомственной рабочей группы исследуют документы по формированию земельных участков, материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведения кадастра недвижимости о формировании участков, сопоставляют указанные материалы с данными лесных планшетов и данными актуальной ортофотосъемки местности, анализируют правоустанавливающие документы и результаты проверок надзорных органов об использовании участков».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
В Ленинградской области за июль 2020 г. резко выросла застройка жилых домов
Управление Росреестра по Ленинградской области по итогам июля 2020 года сообщает, что количество новых домов, построенных на участках, выделенных под ИЖС увеличилось на 566 домов площадью 82 540,8 м2 и составило 3269 (за 7 месяцев 2019 года общее количество ИЖС составляло 2566, всего за июль 2019 г. было поставлено на кадастровый учет 310 домов), таким образом рост в сравнении с аналогичным периодом 2019 года составил 27%, также на 37,6% выросла и общая площадь ИЖС, и составила 472 636,5 м2 (за 7 месяцев 2019 г. площадь составляла – 343 387,3 м2). Средний размер площади ИЖС, введённых в эксплуатацию в 2020 году составляет 131 м2.
В Ленинградской области на первом месте по объему площади построенных домов за июль 2020 года расположился Всеволожский район: общая площадь составляет – 105 820,4 м2, количество ИЖС – 592, на втором месте Ломоносовский район, где площадь – 90 845,5 м2, хоть и с большим количеством ИЖС – 638, на третьем месте Выборгский район с общей площадью 80 334,2 м2. и количеством ИЖС – 505.
Также в июле 2020 г. было построено 376 жилых домов на садовых участках, таким образом за 7 месяцев 2020 г. было поставлено на кадастровый учет всего 2 215 домов, а общая площадь выросла со 197 917,7 м2 до 238 003,2 м2. Так, средняя площадь жилых домов на садовых участках, введённых в эксплуатацию в 2020 году составляет 107,5 м2.
Итого в Ленинградской области на садовых участках и участках, выделенных под ИЖС, на конец июля было поставлено на кадастровый учет 5 484 жилых домов общей площадью 710 639, 7 м2.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Управление Росреестра по Ленинградской области предлагает гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям проверить себя на недопущение нарушений земельного законодательства
Управлением Росреестра по Ленинградской области наравне с иными возложенными функциями уполномочено на осуществление государственного земельного надзора на территории Ленинградской области в пределах компетенции и полномочий, определенных Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение о ГЗН).
Положением о ГЗН установлен исчерпывающий перечень полномочий Управления в области охраны окружающей среды и природопользования, включающий в себя, в том числе государственный земельный надзор за соблюдением требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Вниманию поднадзорных объектов представлены вопросы для прохождения самообследования.
Результаты самообследования являются ориентировочными показателями возможного наличия либо отсутствия в деятельности самообследуемого лица нарушений обязательных требований.
В случае выявления признаков нарушения обязательных требований необходимо принять меры по недопущению нарушения земельного законодательства.
Например, провести кадастровые работы в отношении используемых земельных участков с целью определения соответствия фактических границ используемых земельных участков границам, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также проведение анализа имеющихся документов, подтверждающих возникновение права на использование земельных участков.
Обращаем Ваше внимание, что в отношении нарушителя земельного законодательства может быть выписан штраф.
Административный штраф зависит от кадастровой стоимости земельного участка, минимальный штраф на граждан составляет не менее 5000 руб, на должностных лиц - не менее 20 000 рублей; на юридических лиц - не менее 100 000 рублей.